Понедельник, 29.04.2024, 08:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт
Кардашевской Ольги Юрьевны

     

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования образовательная область ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Вот основной ориентир в деятельности музыкального руководителя.

При этом задачи музыкального воспитания (развития) детей раннего и дошкольного возраста отражены и в других образовательных областях. Например, в образовательной области СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ указано про формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; в образовательной области ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – про развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

А взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей позволяет нам создать единое образовательное пространство для развития детей.

Мне и моим коллегам всегда хотелось сделать музыкальные занятия интересными и  увлекательными для всех его участников.

 

 

   

В результате творческих поисков мы познакомились с уникальной технологией музыкального развития детей Татьяны   Эдуардовны Тютюнниковой, кандидата искусствоведения, руководителя музыкальной секции Педагогического общества России. Привлекло нас то, что технология  нацелена не только на развитие музыкальных способностей воспитанников, но также их творческого мышления и личностных качеств, реакции,  эмоциональности.

 

     

Современное понимание проблемы музыкального развития детей предполагает  вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности, инициативы и творческой игры. В основе этой технологии две идеи:  систематическое развитие музыкальности детей и импровизационно-творческая  деятельность как принцип обучения.

 

    

Технология Т.Э. Тютюнниковой построена на концепции Карла Орфа с названием «Шульверк. Музыка для детей». Слово «Schulwerk» было создано самим К. Орфом и обозначает «обучение в действии». Главный принцип этой педагогики выражен словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать». Этот принцип, на мой взгляд, позволяет музыкальному руководителю реализовать основные положения ФГОС ДО и основную потребность современного ребенка-дошкольника – действовать, а не быть пассивным исполнителем того, что предлагают.

 

    

При проведении детских праздников и развлечений активно использую элементы программы Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование».

 

 

    

Основные виды деятельности, которые  применяю  в работе с детьми:  пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных и самодельных шумовых инструментах, танец – импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация. Казалось бы, что нового? Это хорошо известная педагогам совместная деятельность с детьми. На мой взгляд, отличительные черты методики Т.Э. Тютюнниковой от привычного всем заключается в следующем: 1) предлагается системная реализация  игрового подхода в музыкальном развитии воспитанников, 2) дети чувствуют (осознают), что, "включив" творчество и фантазию,  звучать может все, что окружает ребенка.

 

  

 

Как говорит Татьяна Эдуардовна, звучащие жесты – это инструменты, которые всегда с собой. С помощью звучащих жестов «украшаем» музыку: любая простейшая полька из двух частей сопровождается хлопками, притопами и т.п. Нашим нововведением стало использование звучащих жестов для утреннего приветствия детей. В нем участвуют  дети, педагог и родители.

 

Вот как мы это делаем Смотреть.

Особенно эффективен этот прием для  детей, имеющих трудности в адаптации, для часто болеющих детей, поскольку он с первых минут пребывания в детском саду дает положительный эмоциональный настрой и мотивацию к взаимодействию.

 

   

Интерес у детей вызывает и такой прием как ритмодекламация:  разучивание  небольшого стихотворения в определенном метроритме, с добавлением звучащих жестов. Нами разработан наглядно-демонстрационный материал, схемы, которые помогают в освоении этого приема.

В современной музыкальной педагогике исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов, предметов окружающего мира получают всё большее развитие.

 

    

Используя хорошо знакомые детские инструменты, дошкольники экспериментируют со звуком с помощью творческих заданий, например, какой инструмент может передать в музыке волшебные падающие снежинки, шорох листьев и т.д.

Следуя рекомендациям автора,  используем и нестандартные шумовые инструменты. Дети очень любят импровизировать на них, озвучивая сказку- шумелку.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент, демонстрирующий, с каким интересом дети выполняют подобные творческие задания. Смотреть.

Используя игры со звуками Т.Э. Тютюнниковой, заметила, что большой интерес у детей вызывают эксперименты со звуками.

 

     

Вместе с педагогами создали мобильную музыкальную лабораторию для ПРОВЕДЕНИЯ игр-экспериментов. Получился дидактический стол на колесах (его удобно передвигать, использовать как в помещениях детского сада, так и на участке). Верхняя часть короба стола разделена на секции, которые наполняются различными «звучащими» предметами: бумага, деревянные палочки, фантики, морские камешки, резиночки и т.д.

Работа в лаборатории позволяет ребенку самому найти ответы на вопросы:

  • Почему все звучит?
  • Откуда берется звук?
  • Где живет эхо?
  • Как сделать звук громче, тише?

 

      

Для экспериментирования с высотой звука в нашей лаборатории есть пособия, созданные на основе графических рисунков автора технологии. Эти пособия, помимо работы со звуком, позволяют развивать межполушарное взаимодействие.

Логичное продолжение игр-экспериментов со звуками – это музицирование, в том числе на самодельных инструментах, либо предметах, заменяющих обычный инструмент.

Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент эксперимента со звуками Смотреть

Мой практический опыт позволяет утверждать, что  игры-эксперименты со звуками позволяют в игровой форме, доступно и увлекательно проводить музыкальные занятия, утренники или развлечения.

 

 

Уважаемые коллеги, рекомендую интернет-ресурсы, материалы которых использую при проведении игр-экспериментов со звуками:

 

 1. В ПОМОЩЬ МУЗЫКАЛЬНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ. БИБЛИОТЕКА ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ И ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ.

    Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками. 2003 год Смотреть

 

 2. ВСЕРОССИЙСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ «ПЕДАГОГ ДОУ» 

    Методическое пособие «Экспериментальная деятельность со звуками»Автор: Савинова Светлана Фёдоровна Смотреть

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
uCoz